Главная \ Проекты \ Текущие \ ЖК "Молодежный" \ История г. Голицыно

История г. Голицыно

       Земли, где сейчас расположен город Голицыно, принадлежали княжескому роду Голицыных, откуда и появилось это название. В 1694 году они были подарены князю Б. А. Голицыну его воспитанником Петром I. Ранее это была вотчина Бориса Годунова.  Первые упоминания о Голицыно напрямую связаны со строительством железной дороги Москва-Смоленск-Брест, которая связала Россию с Европой и принесла величайшую выгоду Российской империи.  Относятся они к 1870 году, когда на 41 версте от Москвы вблизи княжеской усадьбы  была построена станция «Голицыно». Станция состояла из двухэтажной деревянной постройки, платформы и нескольких домов для обслуживающего персонала.

      В 1891 году при станции была создана корзиночная мастерская. Этим ремеслом издревле занимались крестьяне близлежащих деревень, но, чтобы выжить в конкурентной борьбе, им приходилось жертвовать качеством продукции в угоду количества. Им на помощь и пришли меценат С. Т. Морозов и Московское земство, создав мастерскую, где кустарей обучали правильному ведению дел. Там делали мебель, а также плели корзины для угля и кокса, что было весьма важным для развития промышленности.  

214542

      В начале XX века этими землями владел князь Д. Б. Голицын. Ему принадлежали 8000 десятин земли, большую часть которых занимал лес. Это становилось невыгодно, и князь  решил построить на его месте показательный дачный поселок, чтобы позже выгодно продать участки.

     Поселок получает название «Голицынский городок». Его прорезают 13 дорог, названия которых либо даны по именам членов семьи князя (Голицынский,  Дмитриевский, Екатерининский, Малый Екатерининский, Владимирский, Борисовский), либо указывают направления (Петровское шоссе – к селу Петровское). В основном, строительство ведется южнее станции «Голицыно», где территория отрезана от основных земель князя железной дорогой.

     С 1906 по 1910 года в поселке ведется активное строительство. Там возводятся новый каменный вокзал, платформа, проезжие и пешеходные мосты, двухэтажное здание гимназии, абиссинские колодцы, появляется освещение газовыми фонарями. В 1908 году на месте речки Вяземки вырывают пруд и строят плотину, через которую перебрасывают живописный «горбатый мостик». Несмотря на все усилия и рекламу, «Голицынский городок» строился довольно медленно из-за высокой стоимости участков, которые продавались в рассрочку и за наличный расчет.

  IMG_6783-tn2

     В 1912 году через станцию Голицыно проходило полтора миллиона пудов груза в год – в основном это были дрова и кирпич.  В это время сильно возросла потребность в кирпиче из-за строительства в городах множества кирпичных заводов, работавших на местном сырье. В Голицыне начал свою работу заводик купца Максимова, где кирпич делали вручную, так как из-за обилия дешевой рабочей силы это было значительно  выгоднее, чем применение машин.

     Осенью 1917 года в Голицыне формируется третья стрелковая дивизия, которая впоследствии воевала с войсками Врангеля и Деникина.

     Единственным культурным учреждение в Голицыне после революции была железнодорожная школа. В 30-е годы поселок становится излюбленным местом отдыха советских писателей. В 1932 году к Литфонду переходит небольшой двухэтажный дом Ф. А. Корша, ставший «домом творчества союза писателей». Здесь отдыхали и творили такие писатели, как М. Алигер, К. Паустовский, А. Гайдар, Муса Джалиль, А. Твардовский и многие другие. Антон Макаренко  в этом доме провел последние дни своей жизни и скоропостижно скончался по пути из Голицыно в Москву. Летом 1937 года, после возвращения из эмиграции, здесь жил А. И. Куприн. На одной из дач с сыном Георгием  осенью 1939 и зимой 1940 г. жила Марина Цветаева,  там же находилась дача поэта и переводчика Арсения Тарковского. Бессменным руководителем дома творчества на протяжении более чем тридцати лет была Серафима Ивановна Фонская, написавшая книгу «Дом в Голицыне», где описала жизнь писателей, с которыми ей довелось  познакомиться.

      В послевоенные годы  поселок Голицыно развивается быстрыми темпами. В большой степени это связано с реконструкцией в 1949 году железнодорожной станции и электрификацией всех железнодорожных путей. В 2004 году поселку Голицыно присвоен статус города. 

DSC_0045